Алтарь Святого Людовика Тулузского, или Неаполитанский алтарь (ок. 1317)
В 1317 г. в Неаполе (или по другой версии – в Авиньоне) Симоне Мартини, по случаю причисления к лику святых Людовика Тулузского, выполнил алтарный образ св. Людовика, ныне хранящейся в Национальном музее Каподимонте в Неаполе, а ранее принадлежавшей францисканскому монастырю Сан Лоренцо Маджоре.
Людовик (1274 – 1297), сын Карла II Анжуйского и Марии Венгерской, после возвращения из плена, в 1296 г. отрекся от короны в пользу своего младшего брата Роберта, и стал монахом-францисканцем. По требованию его отца, Карла II, он принял сан епископа Тулузы. Умер он в 1297 г., к лику святых был причислен в 1317г. папой Иоанном XXII.
Торжественная центральная картина предвещает возвышенную атмосферу великолепного «Благовещения» (1333).
Роспись небольших сцен из жизни Святого Людовика близки по стилю к циклу фресок «История Святого Мартина» в Ассизи.
Пространственное построение алтаря, и на главной панели и на сценах пределлы, показывает сознательное следование приемам Джотто, которое Симоне уже применял в ассизских фресках.
Драпировки ризы, львиные лапы на епископском кресле, частично скрытом покрывалом, геометрический орнамент на ковре ипомосте, а также аркады, лоджии, затененные области в нижних сценах – плод тщательного изучения законов перспективны Мартини, который в поздний период творчества приблизился к более точному пространственному построению и воспроизведению объемов.
Алтарь Св. Людовика – семейная реликвия, один из образцов придворного религиозного искусства XIII-XIV вв., один из немногих алтарных образов этого периода, сохранившихся в целом виде. Предполагают, что такой формат полиптиха изобрел Симоне Мартини, позже он получил широкое распространение.
Предполагают, что за выполнение этого алтарного образа художник получил не только щедрое денежное вознаграждение, но и был отмечен особой честью – посвящен в рыцари. Это событие он изобразил в сцене в капелле Сан Мартино в базилике Сан Франческо в Ассизи.