Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

Алтарь Санта Катерина, или Пизанский полиптих (1319)

Алтарь Санта Катерина, или Пизанский полиптих. Симоне Мартини - www.SimoneMartini.ru В 1319 г. алтарный образ был заказан доминиканским орденом Симоне Мартини для монастыря Санта Катерина в Пизе, сейчас он находится в музее Сан Маттео. Несомненно, этот полиптих – один из наиболее важных и величественных приведений, подписанных Симоне Мартини. Он содержит 43 полуфигуры апостолов, мучеников, епископов и пророков изображены под трилистными арками.

Алтарь состоит из семи сегментов, каждый из которых разделен на 3 части:
- треугольная секция в верхнем регистре, (до Христа)
- небольшая панель подразделенная на две секции (вестники Нового Завета),
- большая панель с изображением Святого,

Внизу помещена пределла, состоящая из семи панелей меньшего размера, боковые части содержат два изображения святых, а центральная, более широкая – три.

За шесть столетий существования алтарь сильно пострадал, местами краски потускнели и облупились, многие надписи невозможно прочитать, трудно идентифицировать фигуры святых, утрачено первоначальное обрамление, полиптих многие годы существовал в разрозненном виде. Ученые производили множество попыток восстановить его целостность, было рассмотрено большое количество моделей расположения его частей. На нашем сайте представлена последняя общепризнанная, вполне обоснованная модель расположения изображений полиптиха.

Верхний регистр содержит треугольные фронтоны, символизирующие время до Христа. Центральный, самый высокий фронтон, по пизанской традиции, изображет Благословляющего Бога. Симоне Мартини, возможно, по настоянию заказчиков алтаря, доминиканского ордена, изобразил Его в образе Благословляющего Христа. Возможно, основывалось это решение на стихе из Посланий: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Колоссянам 1:15), «… свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4:4 ), и словах Христа: «Видевший Меня видел Отца» Евангелие от Иоанна 14:9.

По сторонам от Благословляющего Бога в верхнем регистре находится:
- царь Давид, играющий на арфе, и
- Моисей со Скрижалями Завета.

В оставшихся четырех треугольных фронтонах находятся изображения пророков Иеремия и Исаия (слева), Даниил и Иезекииль (справа) с свитками в руках, содержащих стихи из их пророчеств, предрекающих рождение Мессии, хотя полиптих сильно пострадал от времени, надписи трудно прочесть, по отдельным фрагментам предложена их реконструкция:
Иеремия: «… Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» Книга Иеремии 31:22
Исаия: «… се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» Книга Исаии 8:14
Даниил: «… доколе камень не оторвался от горы без содействия рук» Книга Даниила 2:34
Иезекииль: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены» Книга Иезекииля 44:1

Второй уровень представляют посланники Нового завета – Архангелы и Апостолы. В центре второго ряда, под изображением Благословляющего Бога, размещены:
- Архангел Гавриил с лилией в руках, вестник Первого явления Христа в образе Сына Человеческого,
- Архангел Михаил с пальмовой ветвью, вестник Второго Пришествия Христа и Последнего Суда,

На боковых створках парами размещены Апостолы, первые ученики Христа, каждый с Евангелием в руках, снабженные подписью на золотом фоне (справо налево): Фаддей и Симон, Филипп и Иаков Меньший Алфеев, оживленно беседующие о Священном Писании, Андрей и Петр, Павел и Иаков Старший Зеведеев, между буквами его имени изображен его атрибут - выпуклая раковина), Матфей (пишущий свое Евангелие, лежащее на обрамлении панели) и Варфоломей (с ножом в руках – символом его мученичества ради Христа, т.к. с него живого содрали кожу), Фома и Матфий. В галерее Апостолов отсутствует Иоанн Евангелист: он изображен третьем ряду в виде большой фигуры. В ряду апостолов его место занимает Павел, по традиции симметрично Петру, возглавляя правый ряд апостолов.

Главный регистр, несущий основную смысловую нагрузку этого сложного произведения, содержит самые крупные фигуры: Мария и Младенец с небольшой книгой в руке - в центре, (на обрамлении подпись «Symon de Senis me pinxit» - Симон из Сиены меня написал),

Слева:
- Мария Магдалина с сосудом с мирром в руках
- Св. Доминик (основатель ордена, заказавшего алтарный образ) его атрибут – лилия, символ чистоты, играет роль пера, которым Святой пишет в книге,
- Иоанн Евангелист,

Справа:
- Иоанн Креститель, последний пророк и праведник Ветхого Завета, традиционно симметрично расположенный Иоанну Евангелисту
- мученик Петер и Екатерина Александрийская – почитаемые доминиканцами святые, проповедовавшие Благую весть среди язычников и погибшие от их рук мученической смертью, что объединяет их с расположенным над ними Апостолом Вафоломеем.

Реконструкция пределлы, традиционно размещенной в нижней части полиптиха, представляла меньше трудностей. В центре пределы, под главной панелью полиптиха, изображены три фигуры –
- Христос в образе Мужа Скорбей в центре,
- Богородица традиционно изображена рядом с Иисусом,
- Марк справа, парный изображению Евангелистe Луки.

На боковых частях находятся Святые (слева направо):
Стефан и Аполлония, Иероним и Лючия, Григорий и Лука Евангелист, Фома Аквинский (от его книги сиходит свет) и Августин (учителя, почитаемые доминиканцами), Агнеса и Амвросий, Урсула и Лаврентий.

Полиптих Санта Катарина был чрезвычайно прогрессивен для свого времени, не только динамичной композицией, но и построением. Большое количество панелей, многие из которых еще и разделены на две секции – это не только позволяет включать большое количество персонажей, но охарактеризовать каждого иконографическими деталями. Рядом с фигурами, традиционно включаемых в полиптихи, находятся также изображения Святых, имеющих отношение к монашескому ордену, которому принадлежал монастырь, заказавший полиптих, это Иероним, Григорий и Августин, а также позднее канонизированные святые, как, например, основатель ордена, Доминик, и мученик Петр. Примечательно, что Фома Аквинский изображен с нимбом, хотя канонизирован он был уже после написания алтаря, в 1323 г.

Между персонажами полиптиха существует сложная взаимосвязь, его назначение - нести идеологическую программу доминиканских идей. К примеру, все изображенные монахи занимались по большей части проповедыванием, на евангелизационную миссию ордена указывают большое количество (более 27) изображений свитков, пергаментов, книг (полускрытые, полоткрытые, полностью открытые, как текст в руках Фомы Аквинского).

Высокое мастерство Симоне в изображении объемов и форм, основанное на технике светотени Дуччо и собственной практике в Ассизи, в полиптихе объединилось с свободным использованием художником вертикальных линий, утонченной и изящной моделировки. Готические веяния, интерпретированные Симоне световой моделировкой, яркими цветами, он создал новые отношения между образом и пространством, между каждым индивидуальным измерением и пропорции всей композиции.

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.