Симоне Мартини сыграл для искусства Сиены эпохи треченто не меньшую роль, чем великий Джотто для Флоренции. В его работах 1330-х годов нарастала утонченность, одухотворенность, эмоциональное начало. Диптих «Благовещение» повторял сюжет признанного шедевра Симоне Мартини -
«Благовещение» из Уффици, изображая Марию в момент, когда Архангел Гавриил сообщает ей, что она станет матерью Мессии.
Исполненная изысканности и одухотворенности миниатюрная «Мадонна» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) относится к второму сиенскому периоду творчества Симоне Мартини, после флорентийского алтаря (1333г.), или более позднему авиньонскому периоду (1339—1342гг.).
В это время Мартини обратился к мотиву «Мадонны смирения», прославляющему смирение как высшую добродетель, что для времени треченто стало радикальным нововведением.
Эрмитажная часть диптиха с изображением Мадонны отличается изысканной красотой цветового решения, пленительным сочетанием золотого фона с красно-синими одеждами, певучей плавностью линий, изящным движением тонких рук Марии.
Смущенная зардевшаяся Мария выслушивает слова коленопреклоненного ангела, грациозным жестом придерживая плащ на груди, а другой – книгу в красном переплете на колене. Четким силуэтом вырисовываются на золотом фоне очерченный изогнутыми плавными линиями темно-синий плащ Марии.
Золотой тисненый фон, подчеркнутая плоскостность и силуэтность, легкость, почти невесомость грациозно изогнутой фигуры, удлиненный овал лица Марии, миндалевидные глаза, нежные утонченные пальцы, одухотворенная и бесконечно изящная живопись – все в этом произведении позволяет прочувствовать влияние французской готической манеры.
Долгое время считалось, что вторая створка с изображением Архангела Гавриила утрачена, сейчас предполагают это «Ангел» из Национальной галереи Вашингтона – ее размеры и орнамент обрамления совпадают с эрмитажной частью диптиха.
«Мадонна» находилась в собрании графа Г. С. Строганова в Риме. В 1911 году согласно завещанию владельца была передана в Эрмитаж.