Фреска «Конный портрет кондотьера Гвидориччо да Фольяно» (1328-1330)
Подлинным откровением для своего времени должно было стать огромное, почти десятиметровой длины фресковое панно Мартини в главном зале сиенского Палаццо Пубблико «Гвидориччо да Фольяно», которое являлось частью фрескового цикла «Крепости», занимавшего верхнюю часть стены в Зале дель Маппамонте. Оно завершило роспись этого зала, посвященного прославлению Сиены: кроме находящейся на противоположной стене «Маэста» Мартини на продольных стенах были изображены феодальные замки и крепости, завоеванные Сиеной. Работа над фресковым циклом была начата в 1314 г. по предложению Джункарико, при Гвидориччо в 1331 г. он был дополнен замками Аркидоссо и Пьяно. Поверх изображения последнего была написана «Битва при Вальдикьяно» Липпо Ванни в 1361 г.
Симоне Мартини создал первое изображение конкретного исторического события с портретом современника, которое предшествовало множеству конных портретов и монументов. Сама идея сопоставить с величием Мадонны монументальный конный портрет боевого генерала на фоне плодов его побед — покоренных крепостей — проникнута новым пониманием значительности личности. Роспись Симоне адекватна этой идее, художник увековечил на фреске память о победе Гвидориччо да Фольяно над захваченными пизанцами крепостями -
Монтемасси (слева) и Сассофорте (справа). Два городка, обнесенные крепостными стенами с башнями, виднеются на соседних холмах, причем над Сассофорте уже развевается сиенский флаг. Справа, у подножия холма и на его вершине, расположился укрепленный лагерь сиенцев, поражающий разнообразием шатров и походных палаток.
Свойственные мастеру отточенная красота рисунка, тщательно выписанные детали, декоративная нарядность соединяются в этой фреске с необычным лаконизмом и простотой. Два тона — густая синева неба и светлые, желтовато-песочные тона скал, земли, замков определяют решение росписи. Гордый всадник, отрешенно проезжает на фоне мертвенно-голого безлюдного скалистого пейзажа с неприступными кручами холмов, гранеными формами ослепительно-светлых, врезающихся в синеву неба крепостных башен, шатрами, палатками и боевыми копьями невидимого войска. Необычна в этом произведении и большая роль, отведенная пейзажу, причем художник не только конкретизирует местность, но даже пытается передать время суток.
Полагают, что чертам всадника, изображенного в профиль, Симоне придал портретное сходство с реальным кондотьером, создав один из лучших ранних образцов портретного искусства треченто. Мастер подчеркнул лицо воина высоким белым воротником и белой каймой шляпы.
Изображая всадника на коне, как и на фресках, посвященных жизни св. Мартина в Ассизи, он уделил большое внимание декоративному, но и правдоподобному, изображению деталей. Кондотьер облачен роскошный плащ, из-под которого снизу выглядывает край сияющего панциря. Плащ Гвидориччо, как и попона его коня, по средневековому обычаю, украшены мотивами его герба: на золотом фоне ряд черных ромбов, вдоль которых извиваются виноградные лозы с листьями. Одинаковый узор на плаще всадника и попоне белого коня словно объединяет их в одно существо.
Одинокий, надменный всадник, фигура которого значительно увеличена по сравнению с задним планом, торжественно шествующий на фоне сурового, словно кристаллического, пейзажа с побежденными крепостями предстает в росписи Симоне как символ человеческого достоинства, силы духа и верности долгу, как символ Италии XIV века. Всадник не вписан в пространство пейзажа, левая передняя нога коня стоит на обрамлении фрески, где написан год великой победы: «ANO DNI MCCCXXVIII» - «Год Господень 1328», который считается также годом начала работы над фреской.
Это произведение всегда считалась величайшим примером непревзойденного художественного мастерства Симоне, вторам, после «Маеста», шедевром. Тем не менее, после того, как в 1980-1981 гг. под конной фигурой была обнаружена фреска с изображением захваченной и опустошенной крепости, которую военачальник-победитель принимает у побежденного врага (такая же прекрасная, но, несомненно, более ранняя, на что указывает слои штукатурки), изображение Гвидоричо было некоторыми экспертами приписана значительно более позднему художнику. На сегодняшний день к единому мнению ученые еще не пришли. Зайдель и Беллози считают, что на фреска изображает взятие Джункарико и она является работой Дуччо; Фругони и Редон полагают, что сам Симоне Мартини изобразил на ней завоевание Гвидориччо крепости Арчидоссо; Бранди приписывает фреску Пьетро Лоренцетти, Карли полагает, что она была написана Меммо ди Филиппуччо, тестем Симоне Мартини, в 1320-х гг., в этот период в его более архаичном художественном стиле ощущалось влияние творчества Симоне.
Под фреской «Гвидориччо да Фольяно», кроме недавно обнаруженной центральной композиции, по бокам, в иллюзорных нишах, известным мастером сиенского чинквеченто Содомой в 1529 г. мастерски написаны фигуры двух святых-покровителей Сиены - Св. Ансания и Св. Виктора. Фрески, написанные на двух продольных стенах главного зала Палаццо Пубблико в 1331 г. с изображением других крепостей, завоеванных Фольяно, не сохранились.