Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

«Маэста», или «Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми под балдахином», или «Величание Мадонны» (1315)

Маэста. Художник Симоне Мартини - www.SimoneMartini.ru Сиенцы гордились своей ратушей, Палаццо Пубблико, построенной в 1309 г. Признанный шедевр Симоне Мартини, его самая ранняя достоверная работа, была заказана Советом Девяти для украшения стены главного зала Палаццо Пубблико, называемого Маппамондо (Sala del Mappamondo), названным так в честь карты мира, написанной Амброджио Лоренцетти, ранее известного как зал Консиглио (Sala del Consiglio).

После войны в 1260г. между Сиеной и Флоренцией, сиенцы провозгласили Богоматерь не только покровительницей, но и верховной правительницей. Впервые Дуччо обратился к теме Величания Мадонны, создав неповторимый алтарный образ «Маэста» (1308-1311), прославлявший не только Царицу Небесную, но и Сиену. День, когда художник передал Собору картину, стал великим праздником для всего города. Спустя 4 года Симоне Мартини написал свою версию «Маэста», прославляющую доброе правление, ставшую первым признанным шедевром художника.

Грандиозная фреска «Маэста» (7,63Х9,7 м), занимает целую стену главного зала сиенского Палаццо Пубблико, лишена иконности Дуччо. Сцена триумфа Богоматери предстает в ней и как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне золотом и легчайшими оттенками голубого, розового, золотистого, и как торжественная церемония, а все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется драгоценному ковру. Вся группа увенчана роскошным балдахином из красного шелка, символизирующего покров Бгородицы, и украшенного щитами с черно-белым штандартом Сиены.

Обрамление (как правило, в художественных изданиях произведение показывают без бордюра) украшено двадцатью медальонами, изображающими Благословляющегося Христа, пророков и евангелистов, и меньшими щитами, содержащими герб Сиены - черно-белый штандарт, и символ Сиены - Льва, стоящего на задних лапах. В центре внизу аллегорическое изображение Ветхого и Нового Заветов: образ, заимствованный у античного двуликого Януса - фигура с двумя женскими ликами - старухи, символизирующей Ветхий Завет, и молодой женщины - Новый Завет. Вероятно, эти декоративные элементы были изображены по желанию Совета Девяти.

Небесное видение предстает как великолепная придворная церемония. Увенчанная короной, величавая и женственная Мадонна Мартини далека от византийских прототипов; она предстает в облике царицы, восседающей на троне в окружении пышной свиты, в роскоши современных художнику французского и неаполитанского дворов. Мадонна и Младенец облачены в драгоценные парчовые одеяния, их золотые нимбы и нимбы святых, украшенные рельефным растительным орнаментом; на лицах Мадонны и Младенца, выделяющихся в толпе святых юношей и молодых женщин играет нежный румянец. Фреска Симоне практически свободна от власти византийского канона, только фигура Младенца сохранила его черты. Разномасштабность фигур исчезла, формы приобрели весомость, фигуры не громоздятся друг над другом, а стоят почти на одном уровне.

Наиболее очевидные нововведения в стиле Симоне - его идеи трехмерного пространства. Столбики, поддерживающие балдахин, размещены в перспективе, поэтому придают композиции ощущение глубины пространства. Также ряд консолей великолепного готического трона, изображенны в укороченной перспективе.

Под навесом разместилась группа их тридцати персонажей, оживленно жестикулирующих, причем не шествуют параллельными рядами, как у Дуччо, но расположены в определенных пространственных ритмах. Словно сошедшие со страниц куртуазных романов белолицые и розовощекие молодые женщины, юноши с томным, нежно-задумчивым взглядом узких глаз, бородатые старцы - окружили трон. По обе стороны трона симметрично изображены коленопреклоненные ангелы, протягивающие Мадонне золотые подносы с розами и лилиями, за ними четыре коленопреклоненных святых-покровителя Сиены просят для города покровительства Марии: Ансан, епископ Савин (слева) - Крещенций и Виктор (справа). Второй ряд в левой части составляют Иоанн Богослов с книгой, архангел Михаил и апостол Павел (лицо Павла не сохранилось, его идентифицируют его по его традиционному атрибуту - мечу). Справа, симметрично Иоанну Богослову, расположен Иоанн Креститель, справа от него архангел Гавриил с лилиями и апостол Петр с ключами от рая и ада. В верхнем ряду расположены 10 фигур, вероятнее всего, Апостолы.

В руках Младенца свиток со словами: «Возлюбите справедливость вы, кто на земле судит!». По низу картины золотыми буквами выведена надпись на итальянском языке, в переводе она означает следующее: «В 1315 году, когда Диана (весна) уже распустила свои цветы, а Юнона (июнь) воскликнула, что повернулась (15 июня), тогда живописала меня Сиена рукою Симоне».

Высокая влажность в зале настолько повлияла на состояние картины, что сам Симоне Мартини был вынужден реставрировать ее уже в 1321 году.

«В зале Совета Сиенской ратуши мы видим его во всем блеске. Одну стену украшает роспись, на которой изображена полная благородства небесная царица, сидящая на троне между святыми, прелестными девственницами и ангелами. Они вздымают над ее головой роскошный балдахин, преклоняют перед ней колени, подносят ей цветы. Это такое же пышное и утонченное видение, как фасад собора в Орвьето, но здесь все растворяется в страстном чувстве красоты, выраженной в чарующих лицах, изящных позах, чудесных красках» Бернард Бернсон.

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.