Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

«Посвящение Святого Мартина в рыцари»

Цикл фресок «История Св. Мартина» в капелле Сан Мартино Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи

Посвящение Святого Мартина в рыцари. Симоне Мартини - www.SimoneMartini.ru Иллюстрируя жизнь Святого Мартина в цикле фресок капеллы Сан Марино Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, Симоне Мартини написал одну из самых прекрасных сцен всего цикла «Посвящение Святого Мартина в рыцари». Расписывая капеллу, посвященную Св. Мартину, вероятно, художник использовал традиционные источники, хотя ни в одном упоминается его посвящение в рыцари, только его блестящая военная карьера. Возможно, мастер, окруженный миром турниров и охотничих забав, намеренно изобразил римского воина в средневековом окружении, переместив церемонию в свое время, в соответствии с «теорией отдаленности» Профановского, согласно которой средневековые художники, изображая персонажи из далекого пришлого, создавали их облее понятными и близкими для зрителей, помещая их в готический интерьер и одевая их в костюмы XIII века. Симоне, возможно, по настоянию заказчиков росписей, использовал сцену «Посвящения Св. Мартина», чтобы привлечь внимание к утонченной аристократической традиции.

Художник мастерски передал реальную атмосферу придворной жизни, с рыцарями, конюшими, музыкантами, воссоздавая окружение, характерное для аристократических дворов XIV века. Скорее всего, образцом для этой фрески послужил дворец правителей Анжуйской династии в Неаполе, один из самых блестящих королевских дворов того времени. Некоторые предполагают, что художник изобразил церемонию собственного посвящения в рыцари, которая состоялась ок. 1317г. в Неаполе, при дворе короля Роберта Анжуйского. Мало кто из живописцев мог похвалиться своей принадлежностью к числу королевских рыцарей, и потому неудивительно, что художник решил по памяти запечатлеть все великолепие собственной церемонии посвящения.

В центре композиции изображена исполненная благоговения фигура Святого Мартина. В окружении свиты придворных и пажей, под музыку флейт, римский император опоясывает Мартина мечом, который символизирует его новоприобретенное рыцарское достоинство, в то время как другой воин прикрепляет к ногам юноши золотые шпоры. Статичный профиль императора, с пристальным взглядом и приоткрытым ртом, напоминает портреты, вычеканенные на древних римских монетах, которые Симоне возможно использовал как модель. Хотя исторически это должен быть император Юлиан Отступник, он обладает характерными чертами Константина Великого.

Музыканты, певцы, конюшие с оружием и сокольничие присутствуют при церемонии, происходящей в парадном зале дворца с лоджиями и деревянным потолком, великолепно написанном художником в перспективе. Достоверно, до мельчайших деталей воспроизвел мастер на фреске виденные им при неаполитанском дворе яркие наряды придворных, их причудливые головные уборы.

Справа на заднем плане изображена группа придворных музыкантов, самозабвенно играющих и поющих. Один из музыкантов играет одновременно на двух дудочках, хотя такая музыка порицалась христианской церковью, как языческая. Невозможно с уверенностью утверждать, был ли знаком художник с приемами игры на них, но положение пальцев музыканта на изображении позволяет предположить, что на двух дудочках одновременно играли одинаковые мелодии. Необычная шляпа дудочника, вроятно, должна указывать на ее венгерское происхождение - намек на заказчика росписей, кардинала Джентиле да Монтефиоре. котоый выплолнял ответственную миссию в Венгрии, и Анжуйский двор. Другой музыкант использует плектр (медиатор), для игры на небольшой грушевидной инкрустированной лютне, вероятно аккомпонируя своим коллегам за спиной.

«Какие очаровательные чувства выражены в восхитительной фреске в Ассизи, где мы видим святого Мартина, возведенного в рыцарское звание! Император опоясывает прекрасного юношу своим мечом, рыцарь прикрепляет ему шпоры, а группа оруженосцев смотрит на него — и все это под звуки струн и дудок менестрелей! Один из оруженосцев поражает изысканной красотой своего профиля; подобные лица, и даже еще более утонченные и таинственные, нередко встречаются в картинах Симоне Мартини.
В маленькой капелле в Ассизи вы увидите образы такой странной и проникновенной прелести, что на мгновение они заставят вас вспомнить точеные лица японских гейш и древнеегипетских цариц. Их невозможно сравнить с излюбленными нами классическими или современными идеалами красоты»
Бернард Бернсон.

Симоне Мартини был, пожалуй, единственный художником треченто, который, при всей поэтической возвышенности его образов, сумел передать притягательную силу неповторимого, присущего лишь данному герою — будь то чистота и трогательная незащищенность Св. Мартина или яркая, иногда несколько утрированная характерность облика окружающих его рыцарей, вельмож, музыкантов.

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.