«Святое семейство», или «Возвращение Христа к своим родителям» (1342)
Вероятно, небольшая панель, с изображением Святого Семейства, которая изначально могла быть частью диптиха - последняя подлинная работа Симоне. На небольшой картине изображен довольно редкий в иконографии сюжет - Иосиф и Мария, увещевающие юного Христа, задержавшегося в Храме:
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» Евангелие от Луки 2:40-51.
Ливерпульская панель показывает сложную семейную ситуацию, нерешеную проблему в взаимоотошениях родителей и Ребенка. Художник изобразил персонажей картины, их сдержанные эмоции с исключительным мастерством, уравновесил повествовательные и декоративное элементы.
На золотом фоне выделяются яркими красками три фигуры, никакие персонажи или предметы не нарушают своим присутствием
безмолвный поединок взглядов. Драматическая эмоциональная напряженность Марии подчеркивается тем, что она размещена на композиции ниже
Иисуса, она взирает на него снизу вверх - с беспокойстом и почтением. Подросток Иисус со строгим лицом, с сжатыми губами, скрещенными на груди руками
являет Собой саму неприступность. Он тверд в своем намерении следовать Божьему призванию, и никакие душевные привязанность и плотские страхи
не могут помешать ему пройти путь до самой Голгофы, испить Свою чашу до дна, и явить миру спасение, возвещанное от начала времен.
Мадонна, облаченная в традиционный для Симоне синий плащ, открыла книгу в красном переплете, на ее страницах можно прочитать слова из Евангелия от Луки 2:48:
«Fili, quid fecisti nobis sic?» - «Чадо, что ты сделал с нами?».
В картине просматривается сходство с «Благовещением» в Уффици, особено в изображении драпировок.
Вероятно, эта небольшая панель - последняя подлинная работа Симоне. В нижней части сохранилпсь подпись: «SYMON DE SENIS ME PINXIT SUB A. D. MCCCXLII» - «Симоне из Сиены меня написал в 1342 г. Р.Х.».