Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

Сиенская школа

Маэста, или Мадонна с снгелами и святыми. Дуччо - www.SimoneMartini.ru Блистательную страницу художественного наследия треченто представляет живописная школа Сиены, формирование которой происходило в конце XIII— первой половине XIV, почти одновременно с флорентийской, но по иному пути. Ее основателями по праву считаются Дуччо и Симоне Мартини. Первым ярким произведением сиенского Предвозроджения стал написанный Дуччо величественный алтарный образ «Маэста», или «Мадонна на троне, окруженная ангелами и святыми», с евангельскими сценами на клеймах.

«Сиена - родина поэтов, Флоренция - родина ученых», - гордо писал сиенец Делла Балле в XVIII в. Эти два города издавна соперничали между собой на политической и экономической арене, Сиена, располагавшаяся на торговом пути Средней Италии и Северной Европы, разбогатела на торговле и в XIII веке стала крупнейшим банкирским городом. Хотя Сиена была республикой, старая городская аристократия сохранила влияние на образ жизни, моду, культуру, увлекалась лирикой провансальских трубадуров и куртуазной поэзией Франции, утонченными и изысканными произведениями искусства.

Флорентиец Джотто далеко опередил свое время, что долго после него флорентийские художники только подражали его искусству. Тем временем в Сиене, «нежном цветке» Тосканы, возникло новое направление живописи, более консервативной, но и более лирической, чем флорентийская. Реформа Джотто была воспринята сиенскими мастерами только частично; гораздо больше значили для них традиции Дуччо и художников, работавших на рубеже XIII—XIV веков в Ассизи. И в то же время некоторые новые для XIV века тенденции воплощались в творчестве сиенских мастеров более смело и ярко. Сиенской живописи с ее лиризмом и тяготением к изысканной условности в гораздо большей мере, чем флорентийской, оказались близки традиции готики. В ней слились и византийская традиция, и «куртуазный» стиль, и позднеготическая французская миниатюра, и даже персидская миниатюра. Блестящие золотом и синевой радужные композиции, тонко очерченных небольшие грациозные фигуры в изящных произведениях сиенского Предвозрождения пленяет не мощью и эпической монументальностью, а прелестью цвета и певучестью линий.

В период расцвета школы в XIII - 1-й половине XIV вв. ее мастера создавали произведения, отмеченные одухотворенным лиризмом, эмоциональной насыщенностью мягкого колорита, утонченностью линейного ритма. В сиенской школе XIV в. возник особый тип женской красоты, который перенимали других центры итальянского искусства: изысканные белокурые красавицы с удлиненными чертами лица, с миндалевидным разрезом близко посаженных глаз. В XV в. важнейшими чертами Сиенской школы оставались утонченный декоративизм, лирическая созерцательность образного строя, атмосфера сказочности. В XVI в. Сиенская школа постепенно утратила свое ведущее значение.

Как писал историк-искусствовед П. П. Муратов: «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством В этом городе искусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств».

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.